Сайт управляется системой uCoz

Буддизм

Содержание страницы:

Вернуться на главную страницу изучения религий.
    Возникновение буддизма
    Развитие и распространение буддизма
    Жизнь и проповедь Будды
    Буддийский канон и догматика
    Философия буддизма. Два течения в буддизме - хинаяна и махаяна
    Священные книги Буддизма
    Буддизм в России
    Изречения Будды и его последователей
Перечень использованных источников.


Возникновение буддизма.

Буддизм - самая древняя из трёх мировых религий. По имеющимся данным, буддизм возник на пять веков раньше христианства и на двенадцать столетий рагьше, чем ислам. Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было. Первые письменные памятники - надписи царя Ашоки (III век до н.э.) - относятся ко времени, когда буддизм уже представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленной церковной организацией, догматикой и традициями. Ранняя же история буддизма известна по позднейшим буддистским преданиям. Записанные в разные эпохи, они составляли с течением времени огромную, но малоизвестную у нас в стране, буддистскую литературу.

Вопрос о датировке времени возникновения буддизма до сих пор до конца не решён, хотя большинство учёных относят его появление к VI веку до н.э. В то время индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Шло становление новых классовых отношений. Глубину кризиса усиливало господство в Индии религиозной системы под названием брахманизм, возникшей ещё во времена господства племенных культов и общинных отношений.

...В северной части Индии, в предгорьях Гималаев, сложилась конфедерация племён. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали большой интерес мудрецы, учители и школы, предлагавшие своё видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрёл буддизм.

...Новая религия имела широкий успех в Индии по той причине, что она отвечала потребностям и чаяниям разных слоёв населения. Проповедь буддизма была обращена к простому народу, который преждле игнорировала брахманская религия. Всё это привлекало к нему массу народа. К этому надо добавить, что сам Будда Гаутама, основатель нового учения и его ученики вели проповедь на понятном народу разговорном языке. Буддизм начинает своё шествие в Индии.

( М.: "Московский лицей", 1997г., Мировые религии и религиозные памятники. )


Развитие и распространение буддизма.

Есть традиционно-каноническая версия распространения буддизма. Она представляется в виде триумфального шествия новой религии по всей стране, причём дело выглядит так, что новое учение принималось без каких-либо трудностей всем населением. Бесправным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддийское учение указывало путь избавления от страданий. Богатые и бедные люди разных каст и родов занятий одинаково приветствовали Будду и с готовностью принимали его учение. Последователями Будды сразу стали цари Бамбисара, Прасенаджит, Аджаташатру.

Вскоре после смерти Будды наиболее выдающиеся его последователи собрались в Раджагрихе, где обсудили и утвердили ряд основоположений новой религии. Теме не менее в течение первого столетия, последовавшего за этим, среди сторонников буддизма возникли разногласия и расхождения, так что понадобился созыв нового Собора, который и состоялся в Вайшали через столетие после первого. Ещё через сто с лишним лет, при царе Ашоке, в городе Паталипутра (совр. Патна) состоялся третий Собор, на котором был утверждён текст священных книг буддизма. В преданиях о трёх соборах много сомнительного. Вопрос об их историчности остаётся спорным. Несомненно лишь одно, что это были собрания первых последователей буддизма.

Сеть монастырей покрыла всю Индию. Если вначале примкнуть к буддизму означало уйти из мира, полностью придавшись жизни отшельника-монаха, живущего подаянием, то уже сам Ашока явил пример вступления в сангху с сохранением прежнего мирского образа жизни. Надписями Ашоки подтверждается общепринятое в науке положение о государственном характере буддизма в то время. Во всех надписях царь выступает в роли верховного авторитета по всем религиозным вопросам, он изрекает высшие истины нравоцчения тоном инстанции, имеющей право запрещать и разрешать.

Следующая ступень в развитии вероучения и культа Будды отражает Бхархутская ступа. По времени она отстоит от надписей Ашоки на 100-150 лет. Трудно сказать, какой святыне была посвящена эта ступа, тем более, что сохранилась она не полностью. Это книга, высеченная в граните. Большое количество барельефов и других изображений, а также надписей, делает данный памятник бесценным источником для характеристики раннего буддизма. Колонны, обрамляющие вход в это святилище, в его внутренний дворик, украшены изображениями сверхъестественных существ мужского пола. В изображениях и надписях Бхархутской ступы наглядно и убедительно выражены представления, связанные с верой в сверхъестественный мир и населяющих его богов и демонов.

Ещё больший подъём и более широкое распространение получил буддизм при династии Кушанов, которые правили в Индии в I-II веках н.э. Эта иноземная для Индии династия стремилась найти себе опору в стране, поэтому кушанские цари всячески покровительствовали буддийским общинам, строили монастыри, храмы.

В III-I веках до н.э. создаётся связное описание жизни Будды, складывается каноническая литература. Монахи-богословы разрабатывают логические обоснования главных религиозных догм, что составило философию буддизма.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Вначале буддизм распространился на Шри-Ланке. Оттуда буддизм вместе с буддийскими проповедниками попадает в Бирму и Сиам (современный Тайланд), на острова Индонезии. В первом веке он проник в Китай, а оттуда - в Корею и Японию.

Главной страной, где буддизм в форме махаяны (см. далее) расцвел пышным цветом, был Тибет. В Тибет буддизм был занесен в VII веке н.э. В XI-XII веках Тибет покрылся сетью буддийских монастырей, где жило множество монахов - по-тибетски - лам. (Отсюда название тибетско-монгольского буддизма ламаизм). Он стал центром распространения буддизма в соседние страны.

Конечно с веками во многом учение Будды изменилось, разные народы толковали его по-разному, но всё-таки мы можем сказать, что всюду, где распространён буддизм, одинаково понимают слова молитвы, которую буддийские монахи поют обыкновенно в вечерний час: "Видимые и невидимые существа и те, кто близ меня и те, кто далеко, да будут все счастливы, да будет радостно сущее. Не вредите один другому, нигде никого не презирайте. И один другому не пожелайте зла. Как мать, жертвуя жизнью, охраняет своё дитя, так и ты безгранично возлюби всё сущее. В лесу ли под деревом, в его тени, в пустыне ли, о братья, памятуйте о Вещем Будде и не будет вам страха".

( М.: "Московский лицей", 1997г., Мировые религии и религиозные памятники. )


Жизнь и проповедь Будды.

Сегодня мы располагаем многочисленными вариантами рассказов о жизни Будды, но навряд ли кто с полной уверенностью может сказать, что из этих рассказов передаёт действительно бывшее, а что есть только предание. Это замечание в полной мере относится к личностям двух других основателей мировых религий.

Больше всего Будда привлекал людей тем, что учил их любить и помогать друг другу, не думая о себе, учил не бояться смерти, и это особенно важно, так как страх смерти не даёт человеку спокойно жить, и ещё, что не менее важно, буддизм учил человека всегда помнить, что он отвечает за свои поступки и даже за свои помыслы и что только тот, кто твёрдо сознаёт эту ответственность и понимает её, живёт настоящей, хорошей жизнью.

Будда, великий индийский Учитель и основатель первой из трёх мировых религий - буддизма, жил в Индии в VI-V веках н.э. Большинство исследователй буддизма считают его действительно существовавшим человеком. Индийский историк Паниккар утверждает, что даты жизни Будды твёрдо установлены, и это - 567-480 гг. до рождества Христа.

(Историю детства Будды я здесь отражать не буду - эта история достаточно известна, и её легко можно найти. Однако полное имя его - Сидхартха Гаутама Шакьямуни Будда

Отказавшись от богатства и власти, он становится аскетом-отшельником. Семь лет провоЁЌош3о сведения, дошедшие сквозь века, об основателе первой мировой религии. Многие рассказы расцвечены народной фантазией, переполнены фантастическими сюжетами. Будда беспрестанно творит чудеса, многие из них аналогичны евангельским чудесам, которые много веков спустя будет совершать Иисус Христос. Однако, то, что рассказывается в этих легендах (если оставить в стороне позднейшие, чисто сказочные наслоения в них), вполне соответствует тогдашней обстановке в Государствах Северной Индии.

Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.: "Московский лицей", 1997г.


Буддийский канон и догматика.

Основные заповеди и принципы буддийского вероучения:

I.Четыре благородные истины буддизма:

1.Существует страдание.
2.Страдание имеет причину.
3.Существует прекращение страдания.
4.Существует путь к прекращению страдания.

II.Восьмеричный путь

1.Правильное понимание (свободное от суеверия и заблуждения).
2.Правильная мысль (возвышенная и подобающая мудрецу).
3.Правильная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая).
4.Правильные действия (мирные, честные, чистые).
5.Правильное усилие (самовоспитание, самообладание).
6.Правильное поведение (непричинение страдания).
7.Правильное внимание (активная бдительность сознания).
8.Правильное сосредоточение (глубокая медитация над сущностью жизни).

III.Пять заповедей для мирян

1.Не убивай.
2.Не кради.
3.Не прелюбодействуй.
4.Не лги.
5.Воздерживайся от пьянящих напитков.


Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Палийский канон "Типитака" или "Трипитака" ("Три корзины").

Сам Будда, а затем и его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма религиозными понятиями и языком, понятным народу - санскритом. Из брахманийской религии были позаимствованы идеи воздаяния (кармы), перерождения (сансары), долга, праведного пути (дхармы). Но главное внимание было уделено индивидуальному спасению каждого человека, его личному, праведному пути.

Буддизм предусмотрел, что наклонности людей бывают различны и что путей достижения конечной цели данной религии может быть несколько. Буддизм насчитывает четыре таких пути:
1) познание;
2) практические деяния, аскетизм
3) мистическое созерцание;
4) вера в спасительную силу Будды.

Давая характеристику буддизма, один из его знатоков, индийский ученый С.Радхакришнан отмечает такую особенность учения: "Однако все формы буддизма согласны в том, что Будда был основателем религии, что он стремился к высшей мудрости и, сидя под деревом бодхи, достиг ее, что он указал путь из мира страданий в загробную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом корень вопроса, сущность лежащая в основе множества различий в точках зрения и высказываниях, которые характерны для буддизма".

Жизнь, согласно учению Будды, это страдание. "Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание..." Причины страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда ведёт от возрождения к возрождению". Прекращение страдания включается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.

Как же можно достигнуть этого уничтожения желаний? Этому учит последняя из "четырех возвышенных истин". Она говорит о "восьмеричном пути", ведущем к прекращению страданий: это праведная вера, праведная решимость, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание". Следуя этим "восьмеричным путем", человек достигает в конце концов совершенства: он становится архатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее идеальное состояние, к которому, по буддийскому учению, должен стремиться мудрец.

Но что же такое нирвана? Это понятие занимает центральное место философии буддизма, но мы не найдем точного его определения. Прежде всего, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая согласно традиционным индийским представлениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.

Эта вечная цепь перерождений называется у буддистов "сансара". Она неотвратимо влечет всякое живое существо из одного перерождения к другому, через сплошной ряд страданий. Смерть не освобождает человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое рождение. Вырваться из круга сансары может только тот, кто через долгий ряд перерождений достигает состояния архата - святого отшельника, познавшего истину. Перерождаясь, живое существо может принимать не только человеческую, но и любую другую форму: оно может возродится животным, растением, злым духом, божеством.

Единственным средством достижения состояния нирваны ранний буддизм считал сознательные усилия человека, следование "восьмеричному пути". Никто и ничто не может спасти человека, избавить его от мучительной сансары и привести к нирване, если он этого не добьется сам. Поэтому центр тяжести в первоначальном буддизме лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может постичь истину, найти путь спасения и, соблюлюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства.

Вначале эти заповеди представляли перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Говоря о культовой стороне буддизма, необходимо подчеркнуть тот факт, что он претерпел за свою многовековую историю значительные изменения. Основными объектами культового почитания являются изображения и реликвии. В буддизме они квалифицируются по следующим признакам: мощи святых и прежде всего самого Будды; вещи, как считается, принадлежавшие им. Кроме того, большое распространение получило почитание тех населенных пунктов, отдельных сооружений, рощ, деревьев, которые связаны с биографией Будды и его сподвижников.

Культ мощей достиг в буддизме громадного размаха. По преданию, останки Будды после его сожжения явились объектом ожесточенных споров между претендентами на их обладание. Все мощи были помещены в многочисленные ступы (ступа - это вид архитектурного сооружения конической формы), которые и сейчас сохранились в странах распространения будизма. Почитаемые места становились объектами паломничества. Среди них выделились четыре: где родился Будда (Канилавасту), где он прозрел (Гайя), место его первой проповеди (Бенарес) и место нирваны (Кунинагара).

Сам Будда признавал существование различных богов. Однажды один из учеников спросил его: "Существуют ли боги?" Будда ответил: "Боги существуют, это факт, который я признаю, во всем мире в этом все единодушны". ( Что в общем-то говорит о том, что сам он признавал себя не богом ! ) Поэтому в пантеоне древнего буддизма мы можем найти богов прежних религий Индии. ( Каких? ) Но высшим богом в буддизме считается сам Будда. И он не просто Бог, а величайший из Богов, Царь Богов. С его рождением остальные Боги остались в тени.

Множественность богов в буддизме объясняется не только тем, что наряду с Буддой сохранились в этой религии огромное число буддийских богов и демонов, а и тем, что в ходе дальнейшего развития к ним присоединились боги тех народов, среди которых буддизм находил распространение. Существенное значение в данной связи имеет множественность самого Будды.

Буддийская монашеская община ведет свою историю от первых учеников Будды. Только порвав со своими привычными земными интересами и связями, став нищим, бродячим монахом можно было получить возможность достигнуть нирваны. Согласно канонической литературе, Будда установил в монашеской организации порядок, образцом которого служила сельская община, которая называлась "сангха". Также стали называться и продолжают называться сейчас в буддийских странах монашеская община и буддийское духовенство в целом.

Монашеская жизнь строго регламентировалась массой правил и обетов. Теоретически единственной собственностью монаха могла быть его чаша для сбора подаяний. Но вместе с тем, по мере роста числа приверженцев новой религии, среди них появилось всё большее количество таких, для которых уход из мира оказывался невозможным или нежелательным. С другой стороны, определённая часть верующих должна была оставаться в миру, заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы содержать всё возрастающее число духовенства. ( И последнее крайне важно! )

Первоначальное, очень короткое знакомство с буддизмом помогает нам сделать вывод о том, что эта религия дала универсальную "теорию спасения" для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития. Во многом именно это помогло ему укрепиться и получить дальнейшее развитие в Индии, а в последующем за её пределами, стать мировой религией.

Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.: "Московский лицей", 1997г.



Философия буддизма. Два течения в буддизме - хинаяна и махаяна.

Широкое распространение буддизма, особенно вне Индии, превращение его в господствующую религию привели к существенным изменениям в самом содержании учения. Эти изменения шли в двух направлениях. Во-первых, учение Будды приспосабливалось к местным условиям, делалось более понятным простому народу, а не только монахам, а во-вторых, происходило его дальнейшее усложнение. Вследствие этого вероучение распалось на два течения: хинаяну - "малая колесница" или узкий путь спасения, и махаяну - "большая колесница", или широкий путь спасения.

Хинаяна - более ранняя форма буддизма. Здесь нет яркого выраждения идеи Бога. Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону все в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями. Учение Будды показывает личности возможность достижения освобождения. Поэтому следует жить по указанному Буддой пути и надеяться получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Хинаяна - это учение о помощи самому себе. Нужно твердо держаться слов Будды: "Будь светильником самому себе". Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Последователи хинаяны следуют в жизни последним словам Будды, которые он произнес прежде чем покинуть этот мир: "Трудитесь усердно над своим спасением".

Одним из непременных условий достижения просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитация. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следовательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объектом медитирования является здесь "успокоенность" дхарм, т.е. нирвана.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения "заблуждений" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остатком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, "волнение" которых обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью "успокоены".

Но этот путь предназначался только для сильных, которых очень мало в этом мире. Основная масса людей не могла следовать по этому пути, ибо он требовал ухода от жизни, его могли достигать только монахи. Основная же масса людей принесла в буддизм свои привычки, верования и традиции, которые вскоре становятся частью принятой ими новой религии. Так возникла школа махаяны.

Основателем учения махаяны считается видный буддийский богослов Нагарджуна, живший в I веке н.э. в Южной Индии. Последователи этой школы буддизма считали, что основная идея вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только личными усилиями - налагает на человека непомерный груз. Этот узкий путь доступен только немногим, массе же народа нужен более легкий путь, более широкий. Религия без Бога или Богов народной массе недоступна: верующим нужен Бог или Боги. И вот сам основатель вероучения Гаутама превратился для последователей махаяны из учителя мудрости в Бога. Постепенно развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни Гаутама - это лишь один из множества Будд. Постепенно количество Будд дошло до 1000.

Кроме Будд предметом почитания в махаяне стали бохисатвы - существа, достигшие совершенства, но живущие среди людей, чтобы спасать их. Затем возникли представления об аде и рае.

В махаянистском учении осталось очень мало от первоначального буддизма как философско-этической и религиозной системы. Зато в этой, более гибкой по своей форме разновидности, буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны. Подавляющее большинство буддийских школ, возникших в регионе распространения буддизма, в основу своих учений положили доктрины махаяны. Представители некоторых из них - китайские, японские и тибетские разработали свои сложнейшие религиозно-философские системы: например, дзен-буддизм, ламаизм и прочее.

Современный японский исследователь буддизма Г.Сузуки в своей книге пишет следующее:

Махаянизм - это буддизм, который, будучи вдохновляемым прогрессивным духом, расширил свой первоначальный размах настолько, насколько это можно сделать, не вступая в противоречия с основными положениями учения Будды, и ассимилировал другие религиозно-философские верования, чувствуя, что посредством этого могли быть спасены люди различных характеров и интеллектуальных дарований".

( Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.: "Московский лицей", 1997г. )


Священные книги Буддизма

Канонические буддийские тексты издавались в нашей стране в последнее время довольно редко, поэтому религиозные сочинения буддизма мало знакомы широкому читателю. Канонический свод буддизма составляют книги под названием "Типитака" или "Трипитака". Эти слова на языке пали обозначают "три сосуда" или что более точно "три корзины". Типитака была канонизирована примерно в III веке до н.э.

О времени, к которому относится составление и фиксация Палийского канона, мало известно, так как спорным является вопрос о времени возникновения и распространения индийской письменности. Поэтому все то, что позже вошло, а это было почти через 500 лет после возникновения буддизма, в канонические книги, долгое время существовало в устной традиции. Вероятно и высказывания самого Будды, а их количество оценивается приверженцами буддизма в 84 тысячи поучений, имели хождение в устной традиции. Первоначальный свод текстов в рукописях не сохранился. Но в XIX веке буддийскими историками и учеными была осуществлена операция, запечатлевшая его и сделавшая, таким образом, тексты Типитаки достоянием буддийского религиозного обихода, а вместе с тем и достоянием научного мира.

На пятом Буддийском соборе в 1871 году, проходившем в Бирме, была начата работа по собиранию и сверке сохранившихся в разных странах Востока рукописей и печатных текстов. Собранный материал был суммирован в 729 текстах и каждый из этих текстов был вырезан на мраморной плите. Так образовался целый городок, который называется Кутодо, буддийского священного писания, носящего палийское название "Типитака" или на санскрите - "Трипитака". Все тексты разделены на три части - питаки: Винаяпитака, Суттапитака, Абхидхармапитака. Каждая из питак в свою очередь делится на ряд отдельных трактатов и произведений разных жанров, именуемых никаями.

Наиболее древней частью канона считается Винаяпитака, или "корзина устава". В Кутодо она занимает 111 мраморных плит. Входящие в нее книги излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного строения общины и ее историю. Хотя формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни, специалисты считают, что большинство входящих в Винаяпитаку сочинений сложилось не ранее III века до н.э., максимум за два столетия до их первоначальной письменной фиксации. Древнейшей и важнейшей ее частью является Пратимокша (Патимоккаха), своего рода уголовный кодекс для монахов, совершающих те или иные проступки или преступления, с указанием тех наказаний, которым должен подвергаться провинившийся. Другие книги Винаяпитаки представляют собой в значительной мере комментарии к Пратимокше. Так, в одной из этих книг рассказывается об истории развития буддизма, становлении монашеских общин, начиная с легендарного момента достижения Гаутамой прозрения. Подробно описываются основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общины на время сезона дождей. В книге под названием "Паривара" излагаются специальные приемы, которые облегчают запоминание многочисленных правил и запретов.

Вторая часть Типитаки - Суттапитака, или "корзина поучений". Это самая обширная часть канона. Ей отведено в Кутодо 410 плит. Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед, которые также приписываются Будде или его ближайшим ученикам. Так, в сборник "Кхуддака-никая" входит 15 книг, из которых некоторые пользуются особой известностью. Среди них "Джаммпа-да", которая в краткой форме, в стихах, сообщает важнейшие вопросы вероучения. Одна из книг содержит стихи этического содержания, следующая - песнопения монахов и монахинь. Важен для изучения раннего буддизма сборник "Джатака", в который входят рассказы о перерождениях Будды. Они имеют характер моральных назиданий, исходящих от самого Будды. Кроме того, во вторую часть включены и другие сочинения самого разнообразного характера: сборник легенд, афоризмы, поэмы, комментарии и т.д.

Наконец, третья часть канона - Абхидхармапитака (Абхидхаммапитака), или "корзина объяснения учения" (закона). Она размещена в Кутодо на 208 плитах. В нее входят семь книг религиозно-философского характера, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона. Многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником и в состав канона не включают. Первый из семи трактатов этой серии носит название "Перечисление дхарм". В этой части излагается буддийское понимание окружающего человека мира. Согласно взглядам буддистов, воспринимаемый нами мир представляет собой совокупность представлений, создаваемых человеком. Дхармы - мельчайшие элементы нашего сознания, они и дают в своих комбинациях ту иллюзию, которая вместе со всем тем, что человек сознает, называется субъектом.

В литературе о буддизме, опубликованной в нашей стране можно встретить различное написание названий книг, входящих в буддийский канон и их различное толкование. На русском языке до сегодняшнего времени практически нет обобщающего труда, который бы рассказывал о содержании Типитаки, как, например, о Библии или Коране. Отдельные факты или отрывки из книг канона содержатся лишь в специальной литературе.

Насколько грандиозны размеры всего этого памятника буддийской религиозной словесности, можно наглядно представить себе по следующему факту. В 1893-1894 гг. в Бангкоке по приказу сиамского короля было предпринято книжное издание Типитаки. Оно составило 39 томов большого формата, из которых на долю Винапитаки пришлось 8 томов, Суттапитаки - 20 томов, Абхидхармыпитаки - 11 томов. Отметим, что помимо этого гигантского нагромождения священной литературы, существует ещё 19 томов палийских древних комментариев к Типитаке, заслуживающих, с точки зрения буддийских богословов, почти такого же почитания, как и основные тексты.

"Алмазная сутра" - одно из главных произведений буддийского канона. Она получила свой современный вид в среде китайских буддистов в IV веке н.э. Её автором называют Кумарадживу (343-413 гг. н.э.) - индийского буддиста.

Tексты буддийских писаний исключительно противоречивы по своему внутреннему содержанию, хотя такая противоречивость свойственна священным писаниям и других мировых религий.

( Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.: "Московский лицей", 1997г. )


Буддизм в России

К началу XVII века буддизм распространился и среди западных монголов, в том числе среди калмыков, затем откочевавших на Нижнюю Волгу. Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала XVIII века. В это же время он проник и в Туву. Так сложился северный регион влияния буддизма.

Для народов этих стран и территорий Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса, столица Тибета, - священный город, куда отовсюду стекаются паломники-буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов. На нем написана обширная религиозная литература: Гаиджур - в 108 томах и комментарии к нему Данджур - в 225 томах. Среди достопримечательностей Лхасы особенно славится дворец далай-ламы, построенный в XVII веке, который поражает тех, кто смог его увидеть, своей величественной красотой: среди долины возвышается холм и на нем громадное белое здание со строгими прямыми линиями, середина его пурпурового цвета, а крыши золотые. Сочетание белого, пурпурно-красного и золота производит удивительное впечатление.

Повседневный культ в ламаизме имеет много особенностей. В нем, к примеру, придается большое значение механическому повторению магических формул. Из них главная звучит так: "Ом мани падме хум!", что на русском языке значит - "О сокровище на лотосе!". (Об этой мантре можно подробнее узнать здесь ) Эта фраза пишется на камнях, на дорогах, на листках бумаги. Эти листки потом закладываются в особые "молитвенные мельницы - хурде" - такое устройство в виде вертушки. Эти мельницы-вертушки вращаются руками молящихся: каждый поворот равнозначен многократному повторению молитвы. Подобные мельницы могут вращаться силой ветра или воды и владельцу такого устройства не надо самому повторять молитву.

В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буд-дизм был официально признан в России. Для народов Бурятии, Туувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их бололее древними традициями, стал частью национальной культуры. Свободное отправление буддийского культа в России дало ученым возможность соприкоснуться с живыми носителями древнейшей мировой религии, с великим наследием буддийской культуры. В России на рубеже веков возникло свое академическое востоковедение в лице видных ученых с мировым именем В.П.Васильева, И.П.Минаева, Ф.И.Щербатского и других. В трудном для нашей страны 1919 году в Петербурге состоялась первая буддийская выставка, организованная С.Ф.Ольденбургом.

Воздействие на богов и духов считалось и считается в ламаизме большим искусством, на обучение которому уходят долгие годы. Обучение это ведется в дацанах-монастырях. Наряду с основными, обязательными для всех лам-монахов курсами, существовала тантрийская школа лам-заклинателей, астрологическая и медицинская школы. Астрологическая школа готовила лам-гадателей, медицинская - лам-медиков.

Об основах тибетской медицины в последние годы часто сообщают средства массовой информации, чаще всего обращая внимание на различные "чудеса". Вместе с тем, тибетская медицина зародилась в глубоком средневековье и вобрала в себя опыт многих поколений. Её основы (в отличие от народного целительства) зафиксированы в письменных источниках. Главный из них - трактат "Чжуд ши" ("Четыре основы") и комментарии к нему. Лекарства тибетской медицины готовятся из многих, порой до нескольких десятков компонентов. Сырье для них трех видов: растительное - это травы, плоды, кора, коренья; животные - желчь медведя, сердце зайца, кровь лошади, ящерицы и т.д. Третий вид сырья - драгоценные и полудрагоценные камни, руды, соли, кораллы, мумие, янтарь, мрамор и многие другие минеральные и рудные образования. Надо отметить, что ламы-врачеватели учатся своему делу около 20 лет.

В жилищах верующих-ламаистов на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят бронзовые, глиняные, деревянные изображения божеств буддийского пантеона, висят небольшие, писаные на полотне, шелку или дереве, иконы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курительные свечи, цветы.

В своих предсказаниях ламы-гадатели основываются на принятом в буддизме индийском календаре. В нём годы называются по наименованию знаков зодиакального созвездия круга. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущие от 1067 года нашего летоисчисления.

Сегодня последователи буддизма в нашей стране проживают в основном в Бурятии, Туве, Калмыкии, в Якутии, Хакассии, в Усть-Ордынском и Агинском национальных округах. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов. Председатель правления имеет титул "Бандидо-Хамбо-Лама". Его резиденция помещается в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Уде. Всего в России зарегистрировано более 60 буддийских общин.

( Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.: "Московский лицей", 1997г. )


Изречения Будды и его последователей

Из Джаммапады:
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью.
Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и приятный цветок с приятной окраской, но лишённый аромата.
Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остов, который нельзя сокрушить потоком. Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так и мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.
Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни.

Некоторые Высказывания основателей буддизма:

Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистит смертного, не победившего сомнений.

Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху, свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького счастьица, размышляя о большом счастье.

Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве - стрелу, выпущенную из лука.

Укрощенного ведут в бой, царь поднимается на укро щенного. Укрощенный, который терпит оскорбление, - лучший из людей.

Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.

Укрощённые мулы, и благородные синдхские лошади, и большие слоны - благо. Но лучше этого тот, кто смирил себя. Ибо с этими животными не достичь недоступной страны, куда придёт человек, смиривший себя самоограничением и упражнением.



Вернуться на главную страницу.
Обсудить на форуме.
Оставить сообщение в Гостевой книге.
Черкануть мне пару строк...