Сайт управляется системой uCoz

Христианство

Содержание страницы:
         Раннее формирование христианских догм.
         Процесс разделения христианских церквей.
         Основные направления религиозной философии христианства.


Раннее формирование христианских догм

Говоря о становлении христианской церкви, догматики и культа, необходимо подчеркнуть, что это был длительный процесс, занявший несколько веков. Первые века христианской истории наполнены борьбой различных течений и направлений, но в этом процессе сложились церковная организация и культ, которые обеспечили христианству успех в его борьбе с другими религиями.

Основным источником наших знаний по истории раннего христианства служат, прежде всего, христианские произведения или книги Нового Завета. Авторы книг - это зачинатели или проповедники направлений в раннем христианстве. Их сочинения и деятельность имеют важное значение для восстановления подлинной картины раннего христианства.

Некоторые материалы об истории раннего христианства и о его зарождении можно получить из трудов историков, живших в первом веке нового времени. Так, сохранился труд Евсевия "История церкви", где приводятся отрывки из свидетельств епископа Папия (130 г. н.э.). Иудейский историк Иосиф Флавий приводит в своих сочинениях данные о первых христианах. Иосиф был широко образованным человеком, хорошо знал учения различных сектантских групп в Иудее, был сторонником ортодоксального иудаизма. Во время грандиозного восстания против римлян он даже стал одним из военачальников восставших отрядов в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их сторону. Во время осады Иерусалима он находился при будущем императоре Веспасиане и его сыне Тите и служил переводчиком. Впоследствии он жил в Риме, получил от Веспасиана право римского гражданства и присоединил к своему имени родовое имя императора - Флавий. Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том числе "Иудейскую войну" и "Иудейские древности". Из этих сочинений мы получаем сведения о первых христианских общинах.

Важное значение для исследования религиозных и социальных воззрений последователей христианства конца I-II вв. имеют кумранские находки 1947 года, когда арабский юноша обнаружил в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря в пустынной местности Вади-Кумран кожаные свитки с текстом на древнееврейском языке, возраст которых, как было установлено, превышал две тысячи лет. В ходе дальнейших поисков было обнаружено около 40 тысяч фрагментов, представлявших собой остатки примерно 600 книг. Они принадлежали иудейской секте ессеев - предшественнице христианства.

Данные об идеологии последователей отдельных ранних течений содержатся также в апокрифических (тайных, подложных) произведениях. Эти произведения не признаются церковью священными, но содержат богатые сведения о первоначальном христианстве.

Еще одним источником по истории христианства являются сочинения раннехристианских писателей. Среди них Иустин, Иреней Лионский, Тертуллиан и другие.

Христианская церковная организация сложилась не сразу. В ней сначала преобладают так называемые апостолы и пророки, которые являлись странствующими проповедниками. Основным источником, по которому можно судить об организации, составе, внутренней жизни общин первых христиан, является одна из книг Нового Завета - "Деяния апостолов", а также новозаветные послания, авторами которых церковь считает учеников Иисуса Христа, а также апостола Павла, который его учеником не был.

Наиболее полное представление о христианской общине рубежа I - II веков дает нам памятник раннехристианской литературы, открытый в 1875 году - "Учение двенадцати апостолов" или "Дидахе". Это произведение отражает положение общины, где дольше сохранились черты первоначального христианства. В нем даются правила совершения древнейших христианских обрядов - крещения в проточной воде и причащение, приводится текст молитвы "Отче наш".

До начала II века руководство христианскими общинами принадлежало слою людей, которым приписывалось обладание особой благодатью святого духа - харизмой. Формирование профессиональных священнослужителей относится ко II веку и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II веке в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют группу священнослужителей. Первоначально это были дьяконы и епископы. Дьяконы (от греческого - служитель) обслуживали текущие потребности общины, епископы (от греческого - "надзиратель") заведовали материальной частью, деньгами и имуществом общины. Позже появляются пресвитеры - старейшины. В III веке появляются митрополиты - руководители отдельных церквей, в IV - V веке - патриархи - руководители целых церковных объединений, больших территорий.

Раннехристианский культ был чрезвычайно прост, обрядов почти не было. Обрядность ограничивалась периодически собиравшимися вечерями - трапезами в честь основателя учения - Иисуса Христа. На этих трапезах вкушали хлеб, читались священные тексты. Это были вечера божественной любви - агапы. Затем начался процесс формирования таинств - древнейшим из них считается таинство крещения и причащения. Новая религия не противилась включению в нее обрядов из других религий и культов. Вновь приобщавшиеся к христианству находили в нем знакомую обстановку и привычные обряды. Об этой особенности христианства писал в V веке Августин Блаженный: "Христиане меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому..."

Одним из важнейших таинств, исполнение которого связано по поверью с чудом, является водное крещение. Однако погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появился не в христианстве. Христиане приспособили его к своему культу. Вероятно, несколько ранее крещения, в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его объяснение мы находим в евангельском рассказе о тайной вечере, когда Иисус Христос в последний раз разделил трапезу со своими учениками - апостолами. Организация этого обряда вылилась в широких масштабах в общую трапезу для членов общины, которая, как уже отмечалось, получила название "агапе".

Одно из главных мест в культовой стороне христианства занимает почитание креста. Культ креста, однако, ничего не имеет общего с предполагаемым орудием казни Иисуса Христа. На крестах действительно распинали, но они имели форму буквы "Т". Христианский крест - это чрезвычайно древний религиозный символ, который встречается на древнеегипетских, критских и других изображениях. На древнейших христианских памятниках в качестве священных символов встречается не крест, а другие изображения: агнца, пастуха с ягненком на плечах, рыбы и другие. Изображения распятого на кресте Иисуса Христа начали делать лишь с VIII - IX веков. Однако в книге "Закон Божий", которая являлась пособием для учеников церковных школ России, находим следующее объяснение: "Сын Божий, Иисус Христос был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть - воскрес из Мертвых, и сделал крест орудием своей победы над грехом и смертью. Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью".

Существенным обстоятельством, повлиявшим на развитие раннего христианства, стали гонения на христиан. Возникнув среди рабов и угнетенных, как протест против римского господства, христианство стало казаться опасным и вызывало враждебное отношение со стороны римских правящих кругов. Церковные историки насчитывают 10 великих гонений, начиная с первых, ставших легендарными, - при императорах Нероне и Домициане в первые века и, кончая самыми крупными, - при императоре Диоклетиане и его соправителе Максимиане в конце III и начале IV веков. Все эти гонения приводили к уходу из общины колеблющихся в вере, неустойчивых и укреплению яростных и фанатичных приверженцев веры.

Только в IV веке император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать ее в интересах государства. Принято считать, что особым законодательным актом - Миланским эдиктом 313 года - был положен конец гонениям и христианство было узаконено как государственная религия.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху её распада проникает вместе с Греко-римской культурой к германцам и славянам. К X веку почти вся Европа стала христианской. И только ислам, возникший в VII веке, преградил путь дальнейшему распространению христианства в страны Востока.

Источник: Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. М.: Московский лицей, 1997г.

Процесс разделения христианских церквей.

С самого своего возникновения внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали в себе ход политической истории. Ни один из христианских догматов не появился сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, разгорелись дискуссии об их толковании, понимании и содержании. Эти богословские споры стали одной из причин разделения церквей. Это был длительный процесс, который растянулся на столетия. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III - IX века н.э.) привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.) необычайно возрос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей крупных регионов и городов не могли получить такой власти. Они в общем-то и не пытались выйти из-под опеки императоров, но и не хотели подчиняться власти римского папы.

Споры между различными группировками христиан и церквами пытались решить на так называемых Вселенских соборах. Первый такой собор состоялся в г. Никее в 325 году. Этот собор подверг критике учение александрийского пресвитера Ария, получившее по его имени название "арианство".

На следующем соборе, собравшемся в Константинополе в 381 году, осуждению подверглись другие многочисленные еретические направления в христианстве. Причиной богословских споров чаще всего становилась проблема толкования трех главных христианских догматов: триединство Бога, воплощения и искупления. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. Для этого было принято специальное 82-е правило пятого Вселенского Собора (он состоялся в Константинополе в 553 году), которое обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца (ягненка). При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. Так, надолго причиной спора стало применение икон как предметов почитания и поклонения. Этот спор разрешился в пользу иконопочитания на седьмом Соборе в г. Никее, состоявшемся в 787 году.

Споры о догматике, культе, устройстве церкви говорят о том, что христианство с самого начала своего существования не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным римским провинциям, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. После разделения Римской империи на Западную и Восточную возникли первые четыре самостоятельные в управлении церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. На этом разделение не закончилось. Разделение церквей по управлению и подчинению было не самым Главным. Отдельные из них отказывались признавать решения Вселенских Соборов и утвержденную ими догматику. Так выделилась Армянская апостольская церковь.

Все это привело к тому, что в начале средних веков сложились два центра христианства: Византия и Рим. Другие церкви вскоре утратили свою самостоятельность и оказались в орбите влияния одного из вселенских, как они себя называли, центров. Положение Константинопольского патриарха и Римского папы было неодинаково.

Восточная римская империя после разделения просуществовала еще около тысячи лет, а Западная империя прекратила своё существование под ударами варваров примерно в середине V века н.э. Поэтому патриарх осуществлял свое церковное руководство в государстве с централизованным управлением, а папа там, где был ряд мелких государств, светским руководителям которых папа формально не подчинялся.

Несмотря на разницу положений каждая из этих церквей в своих официальных документах именовала себя "вселенской". В середине IX века произошел конфликт между папством и патриархией, положивший начало церковному расколу. Он связан с именами патриарха Фотия, с одной стороны, и папы Николая I, с другой. В 857 году император Михаил III низложил патриарха Игнатия и на его место возвел угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и укрепления своего верховенства над восточной церковью.

Вместе с тем главная причина раскола лежала не только в притязании на господство, а в связанном с этим разделением доходов, которые можно было извлекать с подчиненных территорий. Но для предъявления взаимных претензий была выбрана религиозная оболочка. Взаимные претензии церквей растянулись на длительный период. В середине XI века возник новый кризис, который привел к окончательному расколу. Поводом стало послание патриарха Михаила Керулария, в котором предметом его обличения стала так называемая "латинская ересь", в основе которой лежала проблема причащения. Главы церквей обменялись взаимными упреками, а также и угрозами религиозных кар. Папа прислал в Константинополь своих послов. Патриарх Михаил Керуларий был вынужден собрать Собор, в решениях которого посланцы папы именовались как "нечестивые люди", которые "пришли из тьмы запада в царство благочестия... как гром или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину". На Соборе папские послы были преданы анафеме - церковному проклятию, вместе с теми, кто их послал.

Так, в 1054 году произошел раскол, который остается в силе до сих пор. Правда, более чем через 900 лет, в 1965 году римский папа Павел VI и Константинопольский патриарх Афиногор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей. Но соединения церквей не произошло, не предвидится оно и в ближайшее время: слишком сильны те мирские силы, которые стоят за разногласиями по догматическим и культовым вопросам.

Источник: Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. М.: Московский лицей, 1997г.

Основные направления религиозной философии христианства.

Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Её теоретическую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.

Прежде чем перейти к изложению особенностей главных направлений в христианстве как религии, попытаемся хотя бы вкратце познакомиться с теми проблемами, которые рассматривает с самого начала существования христианства его философия. Как и само христианство - его философия также имеет свои различия. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснованием основных принципов вероучения.

Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 -753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной работе "Источник знания", где сформулировал основополагающие установки о том, что философия помогает познать духовный и матриальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм и христианских принципов.

В последующие века в византийской, а после принятия христианства и в русской христианской философии разрабатываются различные проблемы христианской жизни и отношения К действительности. Православная философская мысль подарила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них можно назвать Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 - ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296-1359 гг.) и наших соотечественников - Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).

Позже, в конце XVIII - начале XIX веков формируется так называемая академическая философия ( ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания Бога. Конец XIX - начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важный этап в разработке основополагающих христианских философских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С.Соловьева (1853-1900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".

Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), в центре религиозной философии которого было учение о Софии. Благодаря божественной премудрости, "софийности" - все разрозненное в обществе и мире приобретает целостность, богочеловеческий характер.

Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А.Бердяев (1874- 1948 гг.). В его разработках вопросов христианской философской мысли прослеживается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.

В католической философии можно выделить две тенденции: одна из них - это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 - 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. В своей книге "О граде Божием" историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил - царства приверженцев всего земного и царства Божия. Царство Божие - это римская католическая церковь.

Второе направление - рационалистическая традиция, которую начал развивать Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным философом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 тезиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истинное учение.

В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-новому решает эти проблемы видный ученый и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955 гг.). Он считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность.

Протестантская религиозная философия наиболее молодая. Её основы разработаны М.Лютером (1483 -1546 гг.) и Ж..Кальвином (1509- 1564 гг.). В центре их религиозных представлений проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная совесть. В одном из своих писем М.Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.

Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником христианской истины.

Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества.

Источник: Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. М.: Московский лицей, 1997г.

Вернуться на главную страницу.
Содержание сайта.
Обсудить на форуме.
Оставить сообщение в Гостевой книге.
Написать мне...